Родителям

Причины нарушения слуха у детей.

Наиболее частые причины кондуктивной тугоухости у детей — воспаление среднего уха ( отиты), воспаление носоглотки во время простудных заболеваний или при выраженных аденоидах, аллергическом вазомоторном рините, серные пробки, а также полное или частичное недоразвитие наружного уха, аномалии развития и повреждение барабанной перепонки и косточек среднего уха, баротравмы и др.

Воспалительные процессы в среднем ухе оказывают влияние на внутреннее ухо- нарушают нормальное кровоснабжение, способствуют проникновению микробов и токсинов. Воспаления могут быть причиной вторичного возникновения сенсоневральной тугоухости.

Наиболее частые причины сенсоневральной тугоухости – наследственные, нейроинфекции, нарушения кровообращения, действие шума, прием ототоксичных препаратов, черепно-мозговые травмы.

У большей части детей раннего возраста сенсоневральная тугоухость является врожденной. При врожденной тугоухости причины ее, как правило, точно не известны. В этом случае рассматриваются возможные факторы риска, которые могли привести к возникновению нарушений слуха. К ним относятся:

  • Отягощенная наследственность по слуху ( наличие нарушений слуха у ближайших родственников);
  • Врожденная патология челюстно-лицевого скелета;
  • Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности ( краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес);
  • Вес новорожденного при рождении менее 1500г и другие состояния, требующие пребывания новорожденного в палате интенсивной терапии более 48 час.;
  • Недоношенность ( меньше 36 недель);
  • Высокий уровень билирубина, гипоксия и др.

У детей сенсоневральная тугоухость часто прогрессирует в первые годы жизни.

Сейчас выявлено, что у некоторых детей тугоухость может быть наследственной, хотя в семье не было родственников с нарушенным слухом. Тугоухость в этих случаях вызвана мутацией генов. Поэтому, если причина нарушений слуха у ребенка не известна, рекомендуется пройти генетическое исследование.

Мутации генов сами могут не вызывать тугоухости, а создают предпосылки для нарушения слуха под действием внешнего фактора. Выявлен ген, мутация в котором вызывает повышенную чувствительность к ототоксичными антибиотиками.

Причиной приобретенной сенсоневральной тугоухости у детей могут быть вирусные инфекции       ( менингит, корь, свинка, коклюш, грипп и др.), осложнения после отитов, черепно-мозговые травмы.

У многих детей с нарушениями слуха имеются нарушения равновесия, двигательные расстройства, так как орган слуха ( улитка) и орган равновесия тесно связаны, поэтому при повреждении улитки повреждается и орган равновесия.

При нарушении слуха, вызванном патологией беременности и родов, у детей нередко имеются разные повреждения центральной нервной системы ( перинатальная энцефалопатия, гидроцефально-гипертензионный синдром, вегето-сосудистая дистония, синдром нарушения внимания, гиперактивность и др).

                                                              РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего разви­тия детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в Центре и закрепления полученных навы­ков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую не­правильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • ? посредством называния окружающих предметов и явлений разви­вать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • ? в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ре­бенку возможность услышать изменение звучания слов в различ­ных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала, и т.д.);
  • ? обращать внимание детей на смыслообразущие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • ? привлекать внимание детей к правильному пониманию и употребле­нию пространственных предлогов в контексной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
  • ? совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя …», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, в легковых машин, б воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её
качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

  1. 4.   Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких пред­ложений, их распространение, составление из них маленьких рас­сказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, при­несут большое удовольствие ее обладателю-ребенку.
  2. 5.   Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в иг­ровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
  3. 6.   Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть раз­личной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности сво­его ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

 Раннее развитие

 

К концу первого года жизни ребенок произносит первые слова. «Скажи: ма-ма! ма-ма!» -учат его родители, и, наконец, наступает момент, когда он повторяет: «Ма-ма!» Не думайте, однако, что обучение малыша речи началось только теперь, когда он стал повторять за вами слова.
Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полуторамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них можно различить много звуков, которые позже будут элементами членораздельной речи. Но пока их нельзя еще назвать звуками речи.
У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций:

Возраст детей Голосовые реакции
1,5 мес. Гуление: а-аа и т. п.
2 - 3 мес. г-у, ш-и, бу-у, зы и др.
4 мес. Свирель- аль-ле-е-лы-aгы-аы и т. п.
7- 8,5 мес. Лепет: произносит слоги (ба-ба. да-да-да и т. п.)
8,5 - 9,5 мес. Модулированный лепет — повторяет слоги с разнообразными интонациями

Речь формируется из гласных и согласных звуков. Гласные являются тоновыми звуками, которые создаются голосовыми связками; в образовании согласных звуков основное значение имеют шумы, возникающие в полостях глотки, рта и носа. Такие шумы возникают при прохождении воздуха через узкую щель между языком и верхними зубами (т, д), между языком и твердым нёбом (г, к), через щель, образуемую сближенными губами (в, ф) или зубами (з, с). Звуки, образующиеся при отрывистом раскрывании губ (б, ц), называются «взрывными». Шепотная речь осуществляется без участия голосовых связок, она состоит из одних лишь шумовых звуков. Нужно сказать, что шепотная речь может быть получена у детей только после трех лет.
Обучение артикуляции звуков речи — очень сложная задача, и, хотя упражняться в произнесении звуков ребенок начинает с полуторамесячного возраста, ему требуется почти три года для того, чтобы овладеть этим искусством. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку удовольствие; он упорно, на протяжении многих минут повторяет один и тот же звук и таким образом тренируется в артикуляции звуков речи.
Обычно при первых же проявлениях гуления мать или кто-то из близких начинает «разговаривать» с младенцем, повторяя: «а-а-а! а-гу!» и т. д. Малыш оживленно подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию все более сложных предречевых реакций, когда ребенок начинает произносить целые монологи лепета. Если же с ребенком не занимаются, то гуление и лепет у него довольно скоро прекращаются.
Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим и теплым, а главное — чтобы он имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными и стойкими: дети «разговаривают» с разнообразными интонациями и на протяжении длительного времени — 10-15 минут подряд. Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя, и взрослого.
Вот мать занимается с четырехмесячным Юрой: он произносит звуки «агу-у», и мать, выдержав маленькую паузу в 1-2 секунды, повторяет эти звуки. Юра оживленно подхватывает их и снова произносит «агу-у» и т. д., то и дело радостно взвизгивая. Очень большое значение имеет здесь эмоциональная реакция взрослого. Если он выражает мимикой и интонацией удовольствие, радость, когда ребенок имитирует звуки, то успехи будут особенно значительны. Уже с первых месяцев одобрение взрослых является сильным стимулом для детей.
Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда с ребенком занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Так, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребенок очень скоро умолкает. Все голосовые реакции малыша, постоянно находящегося в шумной обстановке, развиваются с большим запозданием и очень бедны по количеству звуков, которые он научается артикулировать. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду тем родителям, которые считают, что ребенка с раннего возраста нужно приучать к шуму, иначе, дескать, он избалуется и будет потом требовать каких-то особых условий.

Есть еще одно условие, которое, вероятно, известно многим, но тем не менее очень часто не соблюдается — и не только в семье, но и в детских учреждениях: ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который разговаривает с ним.

Сначала должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляторной мимикой, и лишь вслед за этим появляется способность к звукоподражанию, когда ребенок не видит мимики взрослого.

В жизни, к сожалению, постоянно приходится наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Ary-у, агу-у, Оленька!» — говорит мама, а сама в это время наклонилась над шитьем. Между тем если малышка не видит мамину артикуляторную мимику, то не может воспроизвести и звуки, которые она произносит. Вот почему 2-3 минуты, полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его лица, - в таком случае это будет для малыша только шумом.
На восьмом месяце дети начинают по нескольку минут подряд повторять слоги; «да-да-да-да», «та-та-та-та» и т. д.
Нужно иметь в виду, что лепет очень связан с ритмическими движениями: ребенок ритмически взмахивает руками (часто стучит при этом игрушкой) или прыгает, держась за перила кроватки (манежа). При этом он выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, умолкает. Очень важно поэтому давать ребенку свободу движений — это способствует не только тренировке его моторики, но и развитию предречевых артикуляций.
Весьма существенны также осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него четкой артикуляции звуков речи задерживается. Очень часто ребенок, который постоянно питается котлетами из рубленого мяса, овощными пюре, протертыми яблоками и т. д., не только в раннем детстве имеет вялую артикуляцию звуков, но сохраняет ее и впоследствии.

Что должен уметь  ребенок в возрасте от2 до 3 лет.

Память, внимание, мышление.

  • Правильно собирать пирамидку
  • Узнавать предметы по их частям ( например: колесо от машинки)
  • Складывать картинки из 2-4х частей
  • Узнавать и называть основные цвета
  • Понимать значение слов « одинаковые», « похожие», « разные»
  • Находить ошибки на картинках ( что лишнее, чего не хватает, неправильно выбран цвет предмета и т.д), обосновывать свой ответ.
  • Называть недостающие части у предметов
  • По описанию выбирать из трех предметов нужный
  • Рассказывать по памяти о содержании картинок по наводящим вопросам

В этом возрасте малыш учиться сосредотачиваться, ставить перед собой  цель что-то запомнить, найти на картинке, ответить на вопрос.

Математика

  • Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; находить похожие на них предметы в окружающей обстановке
  • Считать предметы в пределах пяти; отвечать на вопрос :» сколько всего?»
  • Знать, сколько лап у кошки, ушей у зайца, пальцев на руке и т.д.
  • Сравнивать 2-3 предмета разной длины, ширины, высоты
  • Находить предмет, ориентируясь на его местоположение: « вверху» -« внизу», « на нижней полке»; понимать задание: « подними руки вверх»- «опусти руки вниз»; «посмотри вверх»- « посмотри вниз»

На данном этапе закладываются основы знаний о количестве предметов, их величине и форме.Малыш знакомится с понятиями « много», « мало», « ОДИН», НИ ОДНОГО.Ребенок должен помнить, что предметы нужно считать слева направо, не пропуская и не считая их дважды.

Развитие речи

  • Называть предметы окружающей обстановки и знать об их назначении
  • Понимать, какие предметы относятся к группе « мебель», « игрушки», « транспорт», « продукты» и т.д.
  • Рассказать, из каких частей состоят предметы ( например: у дома есть крыша, окно, дверь, труба, крыльцо и т.д.
  • Называть действия людей и животных ( бежит, прыгает и т.д)
  • Находить предмет по описанию ( мяч – круглый, резиновый, красный); самостоятельно составлять описание предмета
  • Знать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий
  • Поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно ( по форме и содержанию отвечать на вопросы
  • Запоминать несложные потешки и стихи
  • Составлять небольшой рассказ по картинке с помощью взрослого; согласовывать слова в роде, числе и падеже

Малыш начинает четко произносить большинство звуков родного языка, активно формируется его словарный запас. Ребенок учится понимать речь других людей; строить предложения, правильно согласовывая в них слова.

Графические навыки

Малыш начинает пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами; учится проводить различные линии, рисовать окружности, раскрашивать картинки. Еще не все получается, но ребенок обычно с удовольствием выполняет подобные задания.

Вирусы.

Принципиальной и наиболее существенной особенностью любых вирусов является то, что они не способны размножаться без помощи клеток других организмов.

Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки. Дело в том, что еще одной чертой любого вируса является его избирательность. Вирусы не могут жить в любой клетке, им подавай свою, именно ту, которую данный вирус может заставить работать на себя. Зараженная клетка превращается в « завод» по производству вирусов. Вполне понятно, что работать на два фронта (на вирус и организм) клетка не может, а следовательно, не может выполнять свое основное предназначение,- отсюда и возникают симптомы болезни.

Избирательность вирусов приводит к тому, что каждой вирусной инфекции присущи свои, характерные, проявления. Тяжесть болезни зависит от того, какие клетки и в каком количестве поражены. И еще один момент: любые клетки человеческого организма определенным образом изменяются в процессе роста и развития. Поэтому более-менее легкие детские инфекции (корь, краснуха, ветрянка) могут у взрослых протекать очень и очень тяжело.

Бывает и так, что вирус в организм человека проникает, определенные клетки заражает и на этом свое « черное дело» прекращает. Иначе говоря, вирус вроде как бы  и есть , и он действительно находится внутри определенных клеток, но признаков болезни нет: вирус по каким- то своим « соображениям» не размножается, он « спит» внутри, коварно дожидаясь определенного момента, когда ослабнет иммунитет. Таких людей называют вирусоносителями, и они также могут быть источником инфекции.

Если вирус способен активно размножаться, он быстро приводит к гибели и разрушению захваченной им клетки. Из распавшейся клетки вирусы попадают в кровь, а там их уже поджидают антитела. Вот и получается, что активные вирусы вызывают острые инфекционные болезни (краснуху, корь, свинку, грипп и т.п.), которые длятся ровно столько, сколько надо организму для образования антител. А сроки выработки антител совершенно определенны и обычно невелики ( около 5-10 дней). Поэтому врач, поставив диагноз инфекционного заболевания, как правило, точно знает, сколько времени будет заразен больной, когда ему станет лучше и т.д.

«Любимая болезнь зимы. ОРВИ .

Острые респираторные вирусные инфекции ( ОРВИ)- инфекции дыхательных путей, вызванные вирусами.

Возбудители. Известно около двухсот разновидностей вирусов, которые вызывают ОРВИ( наиболее известный вирус-грипп).

Распространенность. ОРВИ – это самые распространенные болезни: они составляют до 90% всех случаев инфекций. Осенью и особенно зимой ими болеют чаще ( вирусы в это время намного активнее), летом — реже. От ОРВИ страдают дети всех возрастов, включая новорожденных. Наиболее часто ОРВИ отмечаются у детей с ослабленным иммунитетом, а также у имеющих многочисленные контакты в детских учреждениях и школах.

Источник инфекции. Больные и вирусоносители.

Пути передачи инфекции. Основной — воздушно-капельный, однако заразиться можно и через предметы и вещи, находившиеся в пользовании больного, например полотенца и носовые платки.

Восприимчивость к инфекции высока, зависит от состояния иммунитета человека. Иммунитет после гриппа нестойкий, возможно повторное заболевание, что особенно часто отмечается у ослабленных детей.

Инкубационный период длится от 1 до 7 дней. Продолжительность заболевания зависит от его тяжести и наличия или отсутствия осложнений.

Симптомы. Вирусы , вызывающие ОРВИ , « неравнодушны» к клеткам слизистой оболочки дыхательных путей, и симптомы этой группы заболеваний зависят прежде всего от того, в каком отделе дыхательных путей вирус вызвал наиболее сильный воспалительный процесс. Для обозначения этого участка существуют следующие медицинские термины:

Ринит- воспаление носа

Фарингит- воспаление глотки

Тонзиллит – воспаление миндалин

Ларингит- воспаление гортани

Трахеит- воспаление трахеи

Бронхит – воспаление бронхов

Когда одновременно поражаются сразу несколько отделов дыхательного тракта, врачи комбинируют эти слова. Диагноз в таком случае может звучать  как « назофарингит»( воспаление слизистой оболочки носа и глотки), « ларинготрахеит» ( вовлечение в процесс гортани и трахеи) и т.д.

Разница между « простудился » и « заразился».

Простуда, строго говоря, не имеет прямого отношения к ОРВИ. И в носу ,и в глотке, и в бронхах в наличии достаточное количество микробов ( но не вирусов, а бактерий), которые вызывают те же фарингиты и тонзиллиты при ослаблении защитных сил организма, чему способствуют прежде всего переохлаждения. А заражение вирусом от уже больного человека приведет как раз к заболеванию ОРВИ.

И еще про одно медицинское словечко, которое знакомо абсолютно всем – ОРЗ, что расшифровывается как « острое респираторное заболевание». Это понятие объединяет  в себе и ОРВИ со своими бактериальными осложнениями, и простуды, и обострение хронических инфекций носоглотки.

Симптомы ОРВИ.

Внедряясь в организм малыша, вирусная инфекция проявляет себя по-разному. Важно вовремя заметить ее и обратиться за помощью к врачу. Поэтому учитесь распознавать симптомы коварной болезни.

Отравление организма ( интоксикация), вызванное деятельностью вируса, может быть различным по тяжести: от умеренного повышения температуры( до 38,5), легкого недомогания и снижения аппетита до значительных нарушений общего состояния с сильной головной болью, ломотой в костях, высокой лихорадкой, рвотой, бредом, помрачением сознания, судорогами. При гриппе могут наблюдаться носовые кровотечения и единичные мельчайшие кровоизлияния на коже – чаще в области лица, шеи и передней поверхности груди.

Заложенность носа, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют. Выделения из носа сначала прозрачные, а затем, после присоединения бактериальной инфекции, в них появляется примесь гноя, и они приобретают зеленоватый оттенок. Кашель обычно отмечается с  первых дней болезни: вначале- сухой, потом- влажный. Горло у ребенка, как правило, красное.

Для ОРВИ не характерны нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, поэтому если помимо признаков ОРВИ у ребенка ( чаще всего это дети раннего возраста) наблюдается расстройство стула, то либо имеет место сочетание ОРВИ с другим заболеванием ( например, с острой кишечной инфекцией), либо это вообще не ОРВИ. Лечение. Большинство больных лечится в домашних условиях.

Госпитализации подлежат дети, вне зависимости от возраста, с тяжелыми формами заболевания, с наличием осложнений и при отсутствии возможности в домашних условиях обеспечить надлежащий режим и уход.

Правила для родителей.

1.Всем детям, независимо от степени тяжести болезни, назначается постельный режим до нормализации температуры тела и стойкого улучшения состояния, но не менее 3-5 дней.

2.Диета в начале заболевания молочно-растительная, затем –по возрасту.

3.Полезно использовать натертый лук и чеснок в пищу и в виде ингаляций.

4. При всех формах ОРВИ с первых часов заболевания необходимо проводить противовирусную терапию.

 

Как повысить иммунитет .

В первую очередь у ребенка должен быть полноценный сон, сбалансированное питание и прогулки на воздухе.

С полноценным сном все понятно. Ребенок должен спать ни меньше 9 часов ночью и обязательно  отдыхать днем. Укладывая ребенка днем , родители должны помнить о времени, когда спит ребенок. Оно не должно совпадать с часами, когда садится солнце. Идеальные часы для дневного сна  ( 13-15часов.)

Ребенок должен питаться теми продуктами, в которых содержатся витамины(А,С, Е, D.), минералы, белки.

Белки содержатся в мясе, молочных продуктах, бобах, фасоли, горохе. У детей с ослабленным иммунитетом как минимум 1 раз в неделю должны быть блюда из бобовых растений, т.к. растительный белок, особенно фасоли, способствует активации иммунных сил. Суточная доза для повышения иммунитета – от 53 г (в том числе 37 г животного происхождения) для детей 1-3 лет до 100 г в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.

Какие продукты повышают иммунитет.

Для нормального иммунитета необходимо употреблять достаточное количество калия, меди, магния, цинка, йода, селена и германия, которые необходимы для защиты нашего организма.

Калий содержится в капусте, картофеле, кураге, крупе овсяной, огурцах, помидорах, грейпфруте, редисе, петрушке, бобах, черносливе, изюме, ржаном хлебе и листьях одуванчика.

Магний в достаточном количестве поступает в наш организм с : сырым яичным белком, блюдами из печени, грецкими орехами, сливой, тыквой, картофелем, мятой, цикорием, петрушкой, салатом курчавым, пророщенной пшеницей. Суточная доза для повышения иммунитета – от 150 мг для детей 1-3 лет до 300 мг в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.

Медь содержат молоко, хлеб ржаной, пророщенная пшеница, яичный желток сырой, орехи, ячмень, петрушка, грибы. Суточная доза для повышения иммунитета – от 0,7-1,0 мг для детей 1-3 лет до 1,5-2,5 мг в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.

Цинк не так широко распространен в продуктах питания. Основным его источником являются пшеничные отруби и пророщенная пшеница, семечки. Существуют и лекарственные формы цинка: оротат цинка и лактат цинка. Суточная доза для повышения иммунитета – от 5 мг для детей 1-3 лет до 15 мг в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.

Йод входит в состав не только гормонов щитовидной железы, но и участвует в механизмах иммунной защиты. Детям и подросткам нужно больше йода, чем взрослым. Поэтому надо есть свеклу, все ягоды темного цвета, океаническую рыбу и ее печень, морскую капусту, лук, грибы, зеленый горошек, редис, репу, помидоры, дыню. Суточная доза для повышения иммунитета – от 70 мкг для детей 1-3 лет до 800-140 мкг в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.

Германий и селен входят в состав продуктов моря, почек, печени, пророщенной пшеницы с почв, в которых достаточное содержание селена. Суточная доза для повышения иммунитета – от 15 мкг для детей 1-3 лет до 50 мкг в подростковом возрасте в течение 3-4 недель.

Что такое иммунитет.

Иммунитет- это способность организма защищать себя. Защищать от всего . что не является для него естественным: от вирусов и бактерий, от ядов. От некоторых лекарств, от возникающей в самом организме патологии ( раковых клеток, например). Система иммунитета на основе генетической информации способна заниматься анализом- отличать « своих» от « чужих».

Личная генетическая информация присуща каждой человеческой клетке. При попадании в организм «чего-то» генетическая информация может соответствовать или не соответствовать нужному « образцу». Если совпадает – значит, иммунная система распознает « своего», не совпадает- « чужой». Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию, называется антигеном. Система иммунитета вначале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы его уничтожить.

Для ликвидации конкретного антигена организм вырабатывает особые белки- антитела, направленные именно против этого антигена. Определенное антитело подходит к « своему» антигену, как ключ к замку. Антитела нейтрализуют антиген, и болезнь заканчивается, а иммунитет к ней остается. Следует знать, сто сроки болезни у каждого человека во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Таким образом, иммунитет- обычно явление специфическое, т.е. наблюдается четкое соответствие конкретного антигена конкретному антителу. Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Например, повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок- интерферон, который уничтожает разные микробы, т.е. его действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена еще парой десятков веществ, которые способен вырабатывать организм.

Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может отреагировать быстро и мощно -выработать все тот же интерферон, и болезнь закончится за 2-3 дня. А если интерферона не хватило, то придется ждать выработки антител, а на это потребуется уже неделя. Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным. Когда часть готовых антител достается ребенку от матери, и приобретенным, т.е. таким, который организм выработал самостоятельно.

Иммунная система ребенка

Иммунная система ребенка постепенно формируется к 5-6 месяцам беременности, но до рождения находится в « спящем» состоянии. В последние 2 месяца  беременности ,имеющиеся в крови матери антитела начинают активно переходить через плаценту в кровь ребенка. И к моменту рождения их концентрация такая же или даже больше, чем у матери. Очевидно, что при преждевременных родах недоношенный ребенок не получает достаточного количества антител от матери, и его иммунитет гораздо слабее. Иммунитет значительно хуже у детей, матери которых страдали токсикозами второй половины беременности. Защитные механизмы страдают и при внутриутробном « голодании» плода – в этом случае через плаценту плохо проходят питательные вещества.

После рождения на ребенка и его иммунную систему набрасываются миллионы микробов и вирусов из окружающей среды. Хотя с большинством из них малыш сталкивается впервые, тем не менее, с ними он вполне успешно справляется, т.к. у новорожденного высокий уровень иммунитета, полученного от матери с антителами, прошедшими через плаценту, а также содержащимися в грудном молоке. В первые несколько часов и дней происходит « заселение» кожи и слизистых ребенка различными микробами, с некоторыми ( кишечной палочкой, бифидо-и лактобактериями), он будет мирно жить всю оставшуюся жизнь, а вредные, болезнетворные микробы уничтожатся.

Почему снижается иммунитет.

В течение первых месяцев относительно высокий иммунитет новорожденного постепенно ослабевает, т.к. приблизительно к 9-12 месяцам антитела, полученные от матери, расходуются. В этот период начинают вырабатываться свои собственные антитела, но только против тех инфекций, с которыми ребенок уже сталкивался. Кроме того, в это время часть матерей заканчивает кормление грудью, и ребенок лишается дополнительной « подпитки» антителами из материнского молока. Большинство родителей испытали на собственном опыте, что с этого момента к детям начинает « цепляться» всякая инфекция,  в первую очередь вирусная, и они то и дело болеют « всем подряд». Этот период продолжается приблизительно до 5-6 летнего возраста, до тех пор. Пока иммунная система ребенка не перезнакомится с большей частью инфекций из обычного  окружения и не выработает к ним иммунитет.

Таким образом, на сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в этот период инфекций. В то же время на уровень  защитных сил организма уже родившегося ребенка оказывает существенное влияние и образ жизни.

Соответственно, и недостаточность иммунитета, проявляющаяся частыми болезнями, может быть как врожденной, так и приобретенной.

Как можно определить ребенка с плохим иммунитетом?

Во-первых, у него с детства будут насморк, кашель, с высокой температурой или без нее, хронические ангины, часто повторяющиеся бронхиты и даже – воспаление легких. Кроме того, для таких детей характерны поносы, беспричинные боли в животе, вздутие живота. У некоторых детей может присоединиться болезнь мочевых путей. У детей с нарушенной иммунной системой любая ранка нагнаивается, долго не заживает, дает рубец на коже. У других детей обнаруживаются частые герпетические высыпания на губах или даже во рту.

Во-вторых, у иммунодефицитных детей обнаруживается много и увеличенных лимфатических узлов. Они могут прощупываться под челюстью, на шее спереди и сзади, над и под ключицей, в подмышечной впадине, в паху. У части детей может быть увеличена селезенка. Кроме того, у них, как правило, большие миндалины и аденоиды. Однако, и это очень важно, все узлы мягкие, не спаяны с тканью и кожей, не болят. Это явление называют в медицине лимфонодулопатией, и само по себе не считают болезнью. Лимфоузлы только указывают, что надо делать анализ иммунной системы и определять, где и какие из её клеток работают “ с ленцой”.

Как нужно повторять?

К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обу­чение этому приему значительно расширяет воз­можности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (по­вторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь ше­веля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).

Итак, как обучать приему «повторение»? Рас­смотрим этот процесс на примере игры «Запомни предметы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить малыша, — это называнию вслух предметов, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознава­нию. Кроме называния предмета вслух предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повыше­нию эффективности запоминания, так как исполь­зуется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните малышу, что лучше запо­минается то, что удается не только увидеть и услы­шать, но еще и пощупать.

Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае — по­вторное называние каждого предмета. Пусть ребе­нок назовет все предметы два-три раза, но не под­ряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. (например, первое повторе­ние: «санки», «вилка», «портфель» … «помидор»;

второе повторение: «санки», «вилка», «портфель» … «помидор»). Такое повторение хоть и улучшает за­поминание, но еще не является самым эффектив­ным. Овладение им важно для подготовки к следу­ющему этапу.

Третий этап — обучение повторению с выде­лением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разно­образными, попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на ручку портфеля, при втором — на его замочек и т.д.).

Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап — обучение самопровер­ке того, что удалось запомнить. После того как сде­лано повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, за­помнил хорошо (с целью закрепления такое вос­произведение (с закрытыми глазами) можно повто­рить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на пред­меты, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактичес­ки еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как по­вторяется, прежде всего то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.

Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам, поэтому пропускать ника­кой из них нельзя.  Прием «называние вслух» предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стоит стремиться, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап «громкой речи» и перешел к дей­ствию в уме. Для успешного овладения этим при­емом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное зна­чение, поскольку делает возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и более эффектив­ные логические приемы запоминания.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался только «простым повторением». У него может за­крепиться стереотип использования этого приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это — предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память, засо­ряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.

По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению количества про­стых повторений. Например, сразу после первого повторения проводить самопроверку и, в зависи­мости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.

Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей с разной бы­стротой. Так, у мальчиков следующая последователь­ность: вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым со­держанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные по­нятия и, наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе: сначала сильней про­является память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвле­ченные понятия и на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.

Через какие промежутки времени следует делать по­вторения? Оптимальным считается повторение через 15— 20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15—20 минут до сна, а также утром на свежую голову.

Как отгадывать загадки?

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них  вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или  явления, доказывать правильность своего решения,  а также репродуктивное воображение (в частности,  способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные  умения.

Нужно научить ребенка выделять  указанные в загадке признаки неизвестного объекта  и сопоставлять эти признаки между собой. Такое  сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск  правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и  понятного. Другие признаки просто игнорируются.  Или учитываются все признаки, кроме одного, но  очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно  отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или  заменяет его своим, соответствующим кажущейся  отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа,  ребенок должен научиться выделять все признаки,  названные в загадке. Пока загадка не разгадана,  нельзя сказать, какой из приведенных признаков  является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при  отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам  и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

Молодежь и курение.

Как молодые начинают курить.

Курение молодого человека можно охарактеризовать как часть его образа и стиля жизни. Одна из главных причин подросткового курения -стремление «быть как все».Подростки могут считать, что курить модно, что это поднимает престиж среди сверстников, плюс к этому курение является самым простым способом установить контакт.

Как принимается решение начать курить.

Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах, один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения ( как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

К сожалению, часто решения подростка не принадлежат ему, но он этого не осознает.

Мифы о курении.

Человек в своей жизни имеет определенные представления обо всем, что существует в мире , включая себя самого. Все представления – результат собственного поиска, внешней информации и анализа того и другого. Таким образом, наши представления могут быть истинными или ложными.

Курение становится возможным, прежде всего благодаря мифическим представлениям о его воздействии. Какой человек в здравом уме будет отравлять свой организм по доброй воле?

Картина мира ребенка еще формируется, она подвержена влиянию внешних факторов, она восприимчива к информации, особенно поступающей от авторитетов ( взрослые, друзья, кумиры и т.д). Подростку важно быть принимаемым, ему важно, чтобы с ним считались.

Иногда в своем поведении мы руководствуемся несколькими направлениями: нами движет либо любопытство, либо волевое чувство, либо наш разум.

Человек находится в процессе поиска и принятия решения « за» или « против» чего-либо, в том числе курения или некурния.

Но для того, чтобы принять какое-нибудь решение воле необходимо услышать, что происходит с человеком, узнать , что ему предлагают, как человек относится к этому, т.е. собрать определенную информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение. В этом ему помогают с одной стороны – его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, все хорошо взвесить, приводить разумные аргументы.

Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что курение – опасное для жизни занятие. Но любопытство идет от многочисленных рассказов, которые нам рассказывают друзья, что курить можно бросить в любую минуту и т.д.

Миф1 Курение помогает расслабиться Переключает внимание на хорошо знакомые действия.Искусственно в кровь попадают вещества такие, какие вырабатываются организмом в ситуациях достижения победы, следовательно, создается видимость победы, но реальная проблема остается.
Миф2 Проще войти в группу, завязать разговор. Вы действительно приобретаете « ключик», который позволяет войти в какую-либо группу, но он не является универсальным, не решает трудностей, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие « ключики», например, алкоголь…
Миф3 Курение приносит свободу. Появляется материальная зависимость. Почему так трудно бросить, если ты свободен?
Миф4 Курение – не зависимость: брошу если захочу. Зачем же пластырь от курения, жвачки? Почему появились врачи, помогающие бросить курить?
Миф5 Тот, кто курит-взрослый. Это значит, что некурящие взрослые – дети?
Миф6 Курение не приносит большого вреда. Родители курят – и ничего. Почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это деньги и не хотят , чтобы их дети начинали курить?

Что влияет на мой выбор.

Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять собственный выбор. От чего же часто зависят наши решения? Почему некоторым влияниям мы подчиняемся, а некоторым – противостоим? Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека?

Влияние друзей.

Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья –соглашаются.

Согласно результатам исследования, подростки-курилщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурильщик нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство его\ее друзей курит.

Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать курить для того, чтобы быть со своими друзьями.

Однако, рано или поздно, друзья, которые убеждают вас курить, вырастают и начинают принимать и уважать ваше решение. Вы имеете право на собственное решение, которое может быть уважаемо окружающими.

Большинство курильщиков признают, что курение – плохая привычка, что это приносит вред. Они понимают, что навязать человеку курение- значит навязать ему плохую привычку.

Ситуация особенно трудна, если ваши друзья не воспринимают вашу попытку не курить серьезно. В благоприятной ситуации ваши курящие друзья поощряют и помогают вам оставаться некурящими, уважая ваше решение. В любом случае часто оказываться в ситуациях, где Вы должны знать, как сказать « Нет». Вы можете говорить НЕТ, даже если Вам предлагает сигарету ваш друг.

Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях люди могут реагировать тремя различными способами: не соглашаться , соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда нам выгодно быть такими, как все.

Влияние семьи.

Семья – имеет важное значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья – источник наших взглядов, ценностей, традиций.

Влияние кумиров.

Курение часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано и с музыкальными течениями, и со спортом, с профессией. Если рассматривать музыку, мы видим, например, что среди поклонников рока – курильщики, чем среди их сверстников, предпочитающих более мягкую музыку. Почти все звезды рока — курильщики. . Конечно, подростки курят не только из-за этого образа. Все же, поскольку культура рока весьма часто связывается с курением, пример звезд легко воздействует на решение их поклонников курить. С другой стоны, имеются т другие фигуры музыкальной жизни, усердия которых направлены на то, чтобы стереть ярлык курения с музыкального направления рока.

Спортивный мир –мир особый, где курение не приветствуется. Профессиональные спортсмены курят реже, чем люди, не занимающиеся спортом.

Вы можете иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одежду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Курение- это такой же выбор. Иногда он как дань моде, принадлежность к определенной субкультуре. Вы можете сами выбрать – курить или нет. Но польза имиджа может быть значительно меньше вреда здоровью. ИМИДЖ НИЧТО ЗДОРОВЬЕ ВСЕ!!!

Влияние рекламы.

Во многих странах реклама табака запрещена. Однако, это мало меняет картину. Всем знакомы плакаты с изображением храброго странника, который использует сигареты, чтобы искать свои собственные пути, или со здоровыми ковбоями среди огромных красивых диких гор, или человека легко находящего общий язык с другими людьми, с противоположным полом. Реклама построена на использовании образов, которые действуют на потенциальных потребителей, символизируют свободу, независимость и приключения.

Но действительно вам необходимо курить для того, чтобы мчаться на лошади по прерии или путешествовать в джунглях? Вы действительно полагаете, что курение делает Вас бесстрашным авантюристом или замечательным героем? Действительно ли девушка или юноша полюбят Вас за то, что Вы будете курить?

Существует несколько способов оказывать влияние на

  • Людей, рекламируя какой-либо продукт.
  • Массовый подход; « Все пьют этот напиток!»
  • Обращение к снобам: « Для самых богатых и известных!»
  • Личное указание: « Попробуй, и тебе понравится!»
  • Сексуальная привлекательность: « Что пью красивые, очень красивые люди, когда испытывают жажду?»
  • Сравнение:» Жилет -лучше для мужчины нет!»
  • Настроение: « В предвкушении праздника» выставляют курение символом взросления: « понимание приходит с опытом..»

Моя уверенность в себе КАК СКАЗАТЬ « НЕТ».

В нашей жизни нам часто необходимо от чего-то отказываться. Ситуации отказа часто связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает чувств.

Оказывается, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ не убедителен, предлагающий может думать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, устойчивый ответ спасает вас от дальнейшей суматохи.

7 способов сказать нет.

1. Вежливого « Нет, спасибо» обычно достаточно. Люди понимают, что Вы не курите:

- Не хочешь  закурить?

- Нет, спасибо.

2.Иногда простое « нет спасибо», кажется не работает. Люди продолжают предлагать Вам сигарету, хотя Вы уже отказались от нее Их может остановить, если Вы повторяете ваш  отказ.

- Не хочешь закурить?

-Нет, спасибо!

- На, попробуй, это здорово!

- Нет, спасибо, я действительно не курю!

3. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:

- Закурим?

- Я слышал, что в магазине продается новая видеоигра.

4. Может случиться, что кто-то действительно начнет беспокоить Вас, настаивать, чтобы Вы курили. Вас могут обзывать юнцом и т.д. В этой ситуации, попытайтесь оставаться спокойным, не поддаваться на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: « Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Вопрос слишком труден для легкого ответа.

- На, покури.

Нет, спасибо.

- Конечно, ты не дорос еще, чтобы курить.

- Зачем тебе нужно, чтобы я закурил?

-?

5. Иногда лучше извиниться и просто уйти, или пройти мио. В этом случае Вы не должны отказываться.

- Куришь? Давай присоединяйся к нам.

Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе закурить.

6. Избегай тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.

7. Чаще бывай в компании, в которой не курят.

Как бросить курить.

Что делать, если курение уже стало притягательным, и трудно расстаться с этой « вредной привычкой»?

В отказе от курения можно выделить три стадии:

  • Подготовительная
  • Отказ от курения
  • Оставаться некурящим

 

1шаг: подготовка к отказу от курения.

Важно, чтобы вы бросили курить, потому, что вы хотите этого.

Подумайте о том, почему вы хотите бросить курить и составьте список самых важных причин. Расположите этот список так, чтобы он как можно чаще попадал вам на глаза. Дополняйте его новыми идеями.

Подумайте, в каких ситуациях вы обычно курите и как можете обойтись в них без табака.

Сообщите своим друзьям, родителям, близким о своем решении бросить курить. Попросите у них поддержки. Вполне вероятно, что вы не единственный, решивший бросить курить, и тогда вы можете поддерживать друг друга, например, в группе взаимопомощи.

2 шаг: отказ от курения.

Если вы готовы бросить курить, то выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте.

Уничтожьте все, что связано с курением: сигареты, зажигалку, спички и т.д.

Первые дни ( особенно первые 48 часов) старайтесь не бывать там, где курят. Придумайте для себя какое-либо увлекательное занятие с друзьями, которые не курят.

Будьте готовы к проявлениям симптомов отторжения ( физиологические последствия отвыкания от курения).

Не употребляйте алкоголь.

3 шаг: оставаться некурящим.

Ключ к преодолению срыва – это мотивация. Напомните себе о тех причинах, которые привели вас к отказу от курения.

Отмечайте положительные последствия сделанного шага.

Когда вы бросите курить, сначала изменится ваше поведение. Восприятие себя- некурящего – придет значительно позже.

Если вы сорвались и начали курить, не отчаивайтесь. Начните снова. Вас ждет успех.

Развитие слуха.

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
«Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
«Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши».
Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

2.Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. «Играем со словом» (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
«Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.».

Задание №2.
«Назови, какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание №3.
«Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

Задание №4.
«Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.».

Подросток.

С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и ищите основу постоянных конфликтов.

К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, воспитания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологического климата в классе и во дворе и т.д.Но тем не менее есть определенные общие закономерности, на которые мы и хотим обратить ваше внимание.

Характеристика психологических особенностей Комментарии
1.Переходный к подросткам возраст ( 9-10 лет)
Большая жизнерадостность, еще достаточная уравновешенность в поведении, в общении.Стремление к активности и практической деятельности. В целом отношение к действительности носит у них практически действенный характер. Это находит свое выражение в жажде практической деятельности, в постоянной готовности участвовать в любом предложенном деле. Они любят выполнять любые поручения, не задумываясь над способами их выполнения и увлекаясь их содержанием. Вместе с тем, выполняя какое-либо дело, ребенок очень заинтересован той ролью, которая выпадает лично ему. Ему всегда хочется занимать положение человека, облеченного какой-то обязанностью, выполняющего совместно со старшими ответственное дело.

Большое место занимают эмоции, им подчинены все психологические процессы и поведение.

 

 

 

 

Контактны, дружелюбны, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

Возраст пониженной конфликтности. Положительные эмоции быстро нормализуют ситуацию. Возникает вопрос, как ее нормализовать? Ну, конечно же, заранее спланированный успех, радость сопереживания, общая победа – это все в Ваших руках.Надо ли говорить, что реализация этой потребности требует реальных и конкретных дел. Причем, в силу того, что в этом возрасте ребята не способны к длительным усилиям, дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоционально окрашенными. Обязательно предусмотреть ролевое распределение обязанностей, не забыть о нем, и ,конечно, оценить, причем оценки требуются постоянно. Не злоупотребляйте вербальными формами, нужны конкретные, живые дела. Нединамичные разговорные формы дела уже через 15-20 минут перестают быть значимыми, внимание рассеивается, продолжение бессмысленно.Все дела должны быть эмоционально окрашены. Однако помним, что высокий эмоциональный накал не может быть постоянным, эмоции тоже должны « отдыхать». Эмоциональный настрой у ребят как любой процесс развития идет по спирали.Незнакомый человек может легко установить непринужденные отношения.Легкость контактов влечет за собой и легкость, с которой вчерашние закадычные друзья уже сегодня нашли себе новых. Здесь налицо противоречие. С одной стороны, для нас важно, что ребята легко принимают нас, пока незнакомых для них,Что создает хорошую основу для дальнейшего взаимодействия. Это помогает преодолеть барьер первичного контакта, быстрее познакомиться. С другой стороны, надо учитывать это свойство быстрой сменяемости интереса к людям. Необходимо научить ребят дружить, привить им устойчивые глубокие дружеские чувства, уважение и ответственность в дружбе. Это, конечно, непростая задача, но нужная, ведь она во многом определяет в будущем и семейные отношения ребят.Не следует упускать возможность развития познавательных интересов ребят, очень благодатное время для расширения кругозора, развития мобильности ума, накопления разнообразной информации.

Кроме того, очень благоприятные условия создаются для формирования навыков самообслуживания труда и гигиены, причем заложенные в этом возрасте, они часто становятся устойчивыми стереотипами поведения.

Эмоциональная неустойчивость делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком отдалена во времени и ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются этим ребятам дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения все дело легко им представляется. Неуспех оказывает на деятельность разрушительное воздействие : он разочаровывает, побуждает оставить задуманное. Успех же, особенно если он быстро и ярко ощутим и получил признание окружающих, сообщает деятельности большой эмоциональный подъем и желание повторить удавшееся.

Конечно же, все дела должны иметь продолжение, закрепление каждый раз на новом витке трудности.

Не поддавайтесь, приучайте совершать волевые усилия, чтобы завершить каждое начатое дело.