Программа реабилитации детей, получающих кохлеарные импланты
«ВОЗВРАЩЕНИЕ В МИР ЗВУКОВ»
«Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми… Глухонемота – недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности».
Л.С. Выготский
Цель программы: интеграция детей – инвалидов по слуху, получающих кохлеарные импланты, в социум.
Задачи:
1. Выявление детей – потенциальных кандидатов на кохлеарные импланты (КИ).
2. Организация и проведение комплексного обследования для отбора детей на операцию по кохлеарной имплантации.
3. Разрабка индивидуальных реабилитационных программ.
4. Ведение организационной, психолого-педагогической, медико-социальной коррекции на всех этапах реабилитации.
5. Координирование деятельности всех специалистов, организация проведения настроек, семинаров, курсов, встреч, оформление документации.
6. Обучение родителей, ведение информационной работы, взаимодействие с семьями.
7. Проведение динамического мониторинга эффективности и результативности.
8. Обеспечение преемственности на протяжении различных возрастных периодов ребёнка.
Содержание программы:
I. Вступление.
1. Актуальность проблемы восстановления слуха у детей с тяжёлой нейросенсорной тугоухостью и глухотой.
1.1. Значение слуха в жизнедеятельности человека.
1.2. Нарушение слуха, факторы риска.
1.3. Классификации нарушений слуха (аудиологическая, медицинская, педагогическая).
II. Основная часть.
1. Сущность и преимущества метода кохлеарной имплантации.
2. Основные этапы реабилитационного процесса и их содержание.
2.1. Разработка индивидуальной программы реабилитации с участием родителей, на основании проведённой комплексной психолого-педагогической диагностики.
2.2. Предоперационная подготовка ребёнка и родителей (аудиологический и психологический тренинг).
2.3. Операция и послеоперационный период.
2.4. Организация и проведение настроек, психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
2.5. Обучение родителей методам слухо-речевой коррекции, игровой и познавательной деятельности, применяемых у детей с кохлеарными имплантами.
2.6. Проведение динамического контроля за эффективностью реабилитации.
2.7. Взаимодействие со специалистами и учреждениями по месту жительства детей.
3. Специфика методов и форм логопедической работы с детьми в зависимости от возраста и предшествовавшего слухового опыта.
3.1. Уровень развития речи у детей.
3.2. Логопедическая коррекция в комплексе психолого-педагогической и социальной реабилитации.
4. Реализация программы в ГУ МО БРЦ «Росинка».
III. Заключение.
Результативность проведённого этапа реабилитации первой группы детей, получивших кохлеарные импланты и перспективы дальнейшего развития программы.